«Примерь» советского предка

Sov.predok

Тольяттинский краеведческий музей в год своего 55-летия приступает к реализации проекта «Здравствуй, советский предок!». Его цели: актуализация советского культурного наследия (в исторически «советском» городе, в сознании потомка советского человека); идентификация современника с ближайшим предком (осознание специфики и грандиозности его человеческого опыта).

Sov.predokТольяттинский краеведческий музей в год своего 55-летия приступает к реализации проекта «Здравствуй, советский предок!». Его цели: актуализация советского культурного наследия (в исторически «советском» городе, в сознании потомка советского человека); идентификация современника с ближайшим предком (осознание специфики и грандиозности его человеческого опыта).Основными продуктами проекта станут статьи на основании документов и реплик редких книг музея, а также настольная игра с фигурантами: современником, советским и досоветским предками. В проекте примут участие эксперт-документовед РГГУ и психологи-члены Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти (АПиП), занимающиеся темами родологии, психологическими механизмами культурной идентификации, психологии семьи, психологическими аспектами родовой памяти и их влиянием на установки и поведение современных людей и ближайших последующих поколений. Они примут участие не только в разработке игры (символической ценностной коммуникации с предком), но и будут давать экспертные комментарии в статьях проекта.

Некоторое время назад в Тольятти на полном серьезе обсуждался вопрос: вскрывать ли капсулу-послание комсомольцев современнику, написанное почти полвека назад (монумент-памятник на месте захоронения капсулы с обращением комсомольцев к молодежи 2017 г. на Молодежном бульваре Тольятти). Одним из аргументов противников проведения публичного мероприятия было суждение, что у молодежи 21 века текст советских «идеалистов» не вызовет ничего, кроме насмешек. Данный факт не является единственным свидетельством обесценивания советского наследия в городе, «дважды рожденном» в СССР.

Образ советского предка противоречив и неоднозначен. С одной стороны он «убивал брата» (революции, гражданская война, репрессии), с другой - имел неистребимую любовь к родине, победил фашизм, самоотверженно отрекался от себя, дома-родового гнезда, уклада и земли предка ради сверхчеловеческих целей светлого коммунистического будущего «счастья для всех» (для нас). Он был «распят» без веры предков (от которых отрекся впервые в истории - так, почти тотально) между новыми идеалами и жесточайшим прессингом советской идеологической машины, неизменно выключавшей из жизни - социальной и физической - всех инакомыслящих. Он осуществлял фантастические «проекты будущего»: первым полетел в космос, перекрывал каскадом ГЭС древние реки, переносил вековые населенные пункты, построил фантастические модернистские города с концентрацией комплекса искусств под открытым небом (градостроительного, архитектурного и пр.), формирующего «нового» человека, «новый» образ жизни и мысли, новую реальность «движения с потоком» и «героизма» до самоотречения. Он признал женщину равной, позволил ей трудиться наравне с мужчиной, тоже быть героем; он отказался от земли предков (но не от огорода и дачи); он придумал детские сады (но плачет от детского смеха); он вечно тоскует по материнскому теплу и дому отца и какому-то невыпрошенному - прощению.

Любовь Черняева,

куратор проекта, зав.сектором проектной деятельности ТКМ,

психолог, член Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти

(8482) 48-55-63.

Pravov
  • Комментарий эксперта 1- ведущего российского родолога, клинического психолога, члена Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти Андрея Правова: Ставрополь, «старый город», который перенесли на новое место при строительстве ГЭС, в лоне Жигулей располагался. И неспроста… Один старый дед из села Жигули говаривал: «В квартире Род не построишь. Для этого природа нужна. Чтобы она сподмогла в зачинаниях, остановила от зависимости, заполнила пустоту мыслей, тело бы подправила, подлечила. И семья нужна человеку". В наших установках, которые мы получаем с детства, очень много подобных, «дедовских» - предписаний, табу, наказов. И для каждого, живущего в городе, ценны эти знания, получаемые «у стариков», но их нужно распознать, увидеть, услышать в себе, открыть. Раньше семья была созидателем личности. Здесь каждый рождённый знал свою роль, чем он будет заниматься для семьи, для благополучия. Сейчас многое стало "по-другому": человек вместо естественных отношений с природой занят эко-проблемами и их разрешением, героизм обесценился, непонятно, какая именно сила нужна (может, она - в хитрости), молодые люди сожительствуют без благословления родителей (задумываются ли они о последствиях?)… На эти вопросы нужно отвечать, и тогда мы поймём, что это было такое – «новый», советский, человек, насколько он жив в нас, научимся Нового человека жить – по-другому, радостно и с открытой душой.
Radchenko
  • Комментарий эксперта 2- зав.кафедрой документоведения и гуманитарных дисциплин Российского государственного гуманитарного университета, документоведа-эксперта, директора Центра профессионального развития «Деловой подход» Елены Рядченко: В Тольятти есть проблема, имеющая особую остроту. Она выражается в распаде «связи времен», утрате чувства сопричастности к истории своей семьи и своего города, уничтожения традиции, а значит – и разрушения культуры, т.к. культура может развиваться только опираясь на традиции. Межпоколенные взаимодействия – это необходимый элемент функционирования любого общества, а наладить межпоколенный диалог можно и на символическом, ценностном, уровне - посредством игровой коммуникации, освоение социального опыта поколений через советское документальное наследие, сохраняемое в семейный архивах и музейных фондах. Изучение семейной истории современником позволяет формировать представление о себе как наследнике своей семьи и своего рода, выстаивая личностно значимую связь с наследием города и страны.