О проекте

 

 DSCN202529 

СМОТРЕТЬ ВИДЕО

Проект «20 век в кадре и за кадром» направлен на создание современной информативной, интерактивной экспозиции  по истории Ставрополя-Тольятти в 20 веке, которая станет не только новым этапом развития музея, но и визитной карточкой города. В настоящее время завершена работа над 1 этапом проекта и поетителю представлена первая часть экспозиции "20 век: Ставрополь-Тольятти", которая рассказывает об истории города с Октябрьской революции до 1960 года.

20 век в новой экспозиции музея показан как серия увлекательных "кинокартин" для детей и взрослых на темы исторического развития города. Все пространство экспозиции разделено на символические «кинозалы» с названием известных в прошлом городских кинотеатров: «Буревестник», «Авангард», «Маяк». Названия «кинозалов» отражают дух времени, о котором в них рассказывается: в «Буревестнике» - история Ставрополя во времена Октябрьской революции и гражданской войны, в «Авангарде» - о жизни тылового города в грозные годы Великой Отечественной, в «Маяке» - о переносе города на новое место и строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции... Посетитель попадает в «виртуальный» мир, в котором может перемещаться во времени, переходя из одного «кинозала» в другой. Он становится не зрителем, а персонажем «кинокартины», участником исторического процесса: может «войти в кадр», испытать на себе визуальные и звуковые эффекты, прикоснуться к предметам, перелистывать документы, фотографии, проводить «расследования».

Сейчас музей работает над созданием следующего этапа экспозиции - кинозала "Космос". В нем будет рассказана история Ставрополя-Тольятти с 1960 по 1970 год. Это время бурного строительства заводов Большой химии (Куйбышевфосфор, Тольяттикаучук, Куйбышевазот) и Волжского автомобильного завода. Герои этой «кинокартины» – активные молодые строители и работники химзаводов. Тихий провинциальный Ставрополь уходит, на его место приходит энергичный, развивающийся промышленный Тольятти.

 

Проблемы, на  решение которых направлен  проект:

1.Отсутствие в музее экспозиции по истории Ставрополя-Тольятти в ХХ веке – базы для осмысления исторических событий разными поколениями горожан (как очевидцев и участников), благодаря которой горожанин может ощутить эмоциональную связь с историей города, в котором он живет, свою причастность к ней.

2.Оторванность музея от ожиданий современного посетителя, ориентированного на получение различных уровней коммуникаций (посмотреть, потрогать, соучаствовать), личную сопричастность к событиям, получение впечатлений и сильных эмоций.

3.Недостаточное использование в музее современных информационных технологий, интерактивных подходов для получения различной информации, жизненных опытов.

4.Стереотипность взглядов на музей со стороны власти и сообщества.

Цель проекта: осмысление и проживание истории 20 века Ставрополя-Тольятти разными поколениями горожан через использование различных уровней коммуникации в музейной экспозиции.

2

Концепция будущей экспозиции

 История нашего города в прошлом веке изобилует парадоксами, странностями и загадками. До сих пор невозможно точно определить: Ставрополь он или Тольятти? Молодой или старый? Когда произошла смена одного города на другой, и произошла ли вообще? Что чувствует человек, когда его город меняет свои географические координаты? В течение прошлого века в Ставрополе-Тольятти произошло огромное количество событий – встреч и поступков, поражений и побед не только городского, но и государственного масштаба. Вершилось множество судеб людей, творцов и потребителей, активистов и исполнителей, начальников и простых горожан. Именно они становятся героями исторического выставочного музейного проекта «20 век в кадре и за кадром».

20 век в новой экспозиции музея будет показан как серия увлекательных "кинокартин" для детей и взрослых на темы исторического развития города. Все пространство экспозиции будет разделено на отдельные зоны, каждая из которых представляет собой символический «кинозал» с названием известного в прошлом городского кинотеатра: «Буревестник», «Авангард», «Маяк», «Космос», «Сатурн». Названия «кинозалов» отражают дух времени, о котором в них рассказывается: в «Буревестнике» - история Ставрополя во времена Октябрьской революции и гражданской войны, в «Авангарде» - о жизни тылового города в грозные годы Великой Отечественной, в «Маяке» - о переносе города на новое место и строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции... В результате возникнет «виртуальный» мир, в котором посетитель сможет перемещаться во времени, переходя из одного «кинозала» в другой. Ему предлагается стать не зрителем, а персонажем «кинокартины», участником исторического процесса: «войти в кадр» и испытать на себе визуальные и звуковые эффекты, прикоснуться к предметам, перелистать документы, фотографии, моделировать ситуации и проводить «расследования».

Вход в экспозицию начинается с выбора символического билета на «киносеанс». Билет – это интерфейс, с которым посетитель не расстается во время всего путешествия. Это ключ с электронными кодами ко многим разгадкам и способ получения информации в разных зонах на разных технических модулях.

3

5Зал 1. «Буревестник»

«Буревестник» рассказывает о первом эпизоде из истории города и охватывает период с 1917 г. по 1930-е гг.  Герой этой «кинокартины» – житель небольшого провинциального Ставрополя, оказавшийся в эпицентре драматических событий (революция 1917 г., гражданская война, новая экономическая политика, коллективизация). Главный объект «кинозала» – «живая стена», на которой меняются фотографии – мы видим воочию Ставрополь начала 20 века, на нас смотрят его жители. Ощущая себя гуляющими по улицам города, мы слышим звуки его улиц – цокот копыт, тарахтенье телег, крики петухов и людской говор.

6Зал 2. «Авангард»

В «Авангарде» мы узнаем о жизни тылового города во время Великой Отечественной войны. Герои «кинокартины» – ставропольчане-фронтовики и труженики тыла. Рассказ о том, как жители тылового Ставрополя помогали фронту (как, например, работала фабрика «Заря»), как готовили медперсонал в школе медицинских сестер, кто учился на курсах военных переводчиков. Как детские дома, размещенные в Ставрополе, принимали эвакуированных детей. Об этом и многом другом рассказывают подлинные предметы, документы, фотографии, фронтовые письма, размещенные как в виде экспонатов, так и в виде дополнительной информации в сенсорном киоске. Ощущение «присутствия в кадре» дает не только оформление зала, но и направленный звук: нам слышны голоса ставропольчан, провожающих на фронт своих близких, стоны раненых солдат в госпитале, звяканье хирургических инструментов.

7Зал 3. «Маяк»

В «Маяке» идет рассказ о периоде с конца 1940-х гг. по 1958 г. Это история о трудностях переноса города и переживаниях ставропольчанина о потере исторической связи с местом, о жизни Ставрополя «с чистого листа». С помощью «живой пленки» здесь возникает образ «затопленного города» - нужно «раздвинуть» руками плотные слои воды, чтобы увидеть предметы, фотографии и документы этого периода. Главный образ пространства – чемоданы, символизирующие переезд на новое место, полностью или наполовину собранные, в которых вещи второпях набросаны или аккуратно уложены. Все время пребывания в этом зале посетителей сопровождают звуки: собирающиеся люди, шум машин. На стену-экран проецируются картины – исчезновение старого Ставрополя, изменения ландшафта в результате затопления, застройка новых территорий.

8Зал 4. «Космос»

В «Космосе» - история Ставрополя-Тольятти с 1958 по 1965 год. Это время бурного строительства заводов Большой химии (Куйбышевфосфор, Тольяттикаучук, Куйбышевазот). Герои этой «кинокартины» – активные молодые строители и работники химзаводов. Тихий провинциальный Ставрополь уходит, на его место приходит энергичный, развивающийся промышленный Тольятти.

 

9Зал 5. «Сатурн»

В «Сатурне», в разных залах (в большом и малом), одновременно идут два фильма: «семейное кино» (1966-1980-е гг.) и «детектив» (1991-1996 гг.). Главные герои семейное кино – это молодая семья (молодые строители, работники Волжского автомобильного завода), которая находится в эпицентре современной жизни. Она строит завод, возводит жилые дома и объекты соцкультбыта, строит новый город - Автоград. Работает на автозаводе и получает квартиры, а дети - места в экспериментальных садах и школах. Об их жизни рассказывают предметы и документы, фотографии и кадры документального кино. Информационный киоск позволит посетителю получить дополнительные сведения о жизни Тольятти в этот период, а «скайп-тренажер» - создать трехмерные проекции не вошедших в экспозицию предметов, например, полного модельного ряда автомобилей Волжского автомобильного завода.

 В малом зале идет рассказ о трудных 90-х годах 20 века, когда многие события в Тольятти носили криминальный и авантюрный характер.

Отдельное пространство под символическим названием «Мост в будущее» свяжет историю Тольятти конца девяностых с нашим временем. В этом пространстве будет располагаться  зона «Гражданин города», которая расскажет о тольяттинцах - почетных гражданах и благотворителях нашего города, чья созидательная деятельность повлияла на развитие городской среды, социальной и культурной сферы в период с 1995-2013гг. Это «мост – переход» из 20 века в 21, снабженный дополнительной реальностью, документами, видео и мультимедиа, не только дает возможность знакомства с персонами, но и анализ важности их знаковых проектов для города. Интерактивная система навигации (визуальные коммуникации) позволит сделать «переход» в 21 век интересным для любой возрастной группы посетителей.

Каждое пространство экспозиции будет наполнено мультимедиа: видео-стены с фотографиями и кинохроникой, голографии с 3Д-эффектом, «живая плитка», сенсорные экраны с дополнительной информацией. Посетитель будет иметь возможность полистать пояснения к выставке в формате электронной книги, прочесть дополнительный материал, оставить свой комментарий, присоединиться к обозревателю «Большой брат» и с помощью  мобильных  веб-приложений, камеры слежения, монитора и джойстика на расстоянии наблюдать за музейными экспонатами, которые находятся в музейных хранилищах. Предусмотрена организация зон для творчества – «диспетчерской», «лаборатории», «мастерской». Здесь можно провести свое историческое «расследование», смонтировать видеоролик, закачать его в свой телефон и показать друзьям, просмотреть старые диафильмы, с помощью проекции «примерить» на себя форму времен Великой Отечественной войны. Эффект дополненной реальности достигается и благодаря звуковым и световым акцентам экспозиции: неожиданное появление звука, света, виртуальных спецэффектов происходит при входе посетителя в определенную зону. Все это позволяет создать иллюзию «присутствия в кадре». Двигаясь по словно ожившим улицам города, посетитель эмоционально погружается в то, что до этого видел лишь в виде молчаливых экспонатов музея или фотографиях.

В виртуальный мир тактично вплетаются реальные предметы, исторические артефакты и свидетельства, а герои «кинокартин» наделены ставропольско-тольяттинскими чертами.

Экспозиция рассчитана на разновозрастную аудиторию, на групповое и индивидуальное посещение.