Дневник. Концепция

В конце октября методсовет принял концепцию экспозиции «20 век в кадре и за кадром». Хочу привести здесь некоторые ее содержательные моменты.

…После революции вся городская жизнь была направлена не на расширение городской территории и строительство, а на качественное изменение уже существующего уклада. Даже главнейшее событие начала 20 гг., Чапанное восстание, ставшее причиной и следствием смены мировоззренческих установок, никоим образом не влияет на качественную сторону городского пространства.

 В конце октября методсовет принял концепцию экспозиции «20 век в кадре и за кадром». Хочу привести здесь некоторые ее содержательные моменты.

…После революции вся городская жизнь была направлена не на расширение городской территории и строительство, а на качественное изменение уже существующего уклада. Даже главнейшее событие начала 20 гг., Чапанное восстание, ставшее причиной и следствием смены мировоззренческих установок, никоим образом не влияет на качественную сторону городского пространства.

Количественные изменения происходят только в 50 гг. XX века. Буквально на глазах город меняется: переносится на новое место, строятся дома, клубы, общественные и промышленные здания, прокладывается дорожная сеть. За 10 лет город достиг своего территориального предела и до конца 60 гг. осваивал это пространство.

Следующий количественный скачок происходит в связи со строительством нового района города – Автозаводского. В течение 10 лет в степи вырос «новый город», и городское пространство достигло своей максимальной границы. И в дальнейшем количественных изменений уже не наблюдалось, происходило только освоение территории – развитие всех сфер городской инфраструктуры и социокультурной среды.

Для понимания особенностей формирования города важен каждый из этих элементов: и освоение городского пространства, создание и развитие инфраструктуры и экономическая основа жизни города и непосредственные участники городской жизни, которые являются носителями культурной, мировоззренческой традиции.

Рассмотрение же одного или отдельных элементов городской структуры не даст полного понимания особенностей формирования  Тольятти.

Смещение центра внимания с внешних общегородских, общегосударственных событий на внутренние, личные, ежедневные объединит разнородные элементы городского развития, т.к. что бы ни происходило - это делают люди и для людей.

Повседневная жизнь — преобладающая, доминирующая сфера реальности человека. Человек находится в ней большую часть своей жизни. Она определяет характер, качество, суть человеческой жизни.

Внешнее пространство повседневности – все события и действия профессионального и общественного порядка. Вся история строительства и работы заводов, предприятий, транспорта, городского освещения, сеть образовательных, здравоохранительных и культурных учреждений и.т.д.

Внутреннее пространство повседневности — это жилище, а также все действия, порядок и события личной жизни человека. Понятие "повседневность" является синонимом понятия «быт» и включает в себя:

- интерьер, мебель, утварь, и т. д.

- тело и заботу о нем, питание, физические упражнения, гигиену, врачевание, костюм.

- ключевые, поворотные, личностно и социально-значимые моменты в жизни человека, обрядово оформленные: рождение (крещение), создание семьи (свадьба), смерть (похороны).

- игры, развлечения, семейные и общественные праздники и обряды.

Сюда же относятся общие основы духовной жизни эпохи, культуры определенного исторического периода, общие мировоззренческие установки и стереотипы мышления, характерные для определенного поколения.

Объектом нашего исследования, таким образом, становится ежедневное, ежечасное медленное, но неуклонное, т.е. повседневное формирование города, взаимное влияние городского развития и жизни каждого горожанина, отраженное в предметах быта.

При этом фактическое наполнение экспозиции, оставаясь по сути неизменным в части раскрытия общественных событий, неизмеримо расширяется в части раскрытия внутренней жизни «простого» горожанина.