Тольяттинский краеведческий музей в год своего 55-летия приступает к реализации проекта «Здравствуй, советский предок!». Его цели: актуализация советского культурного наследия (в исторически «советском» городе, в сознании потомка советского человека); идентификация современника с ближайшим предком (осознание специфики и грандиозности его человеческого опыта).
Тольяттинский краеведческий музей в год своего 55-летия приступает к реализации проекта «Здравствуй, советский предок!».ÂÂÂÂÂ Его цели: актуализация советского культурного наследия (в исторически «советском» городе, в сознании потомка советского человека); идентификация современника с ближайшим предком (осознание специфики и грандиозности его человеческого опыта).Основными продуктами проекта станут статьи на основании документов и реплик редких книг музея, а также настольная игра с фигурантами: современником, советским и досоветским предками. В проекте примут участие эксперт-документовед РГГУ и психологи-члены Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти (АПиП), занимающиеся темами родологии, психологическими механизмами культурной идентификации, психологии семьи, психологическими аспектами родовой памяти и их влиянием на установки и поведение современных людей и ближайших последующих поколений. Они примут участие не только в разработке игры (символической ценностной коммуникации с предком), но и будут давать экспертные комментарии в статьях проекта.
Некоторое время назад в Тольятти на полном серьезе обсуждался вопрос: вскрывать ли капсулу-послание комсомольцев современнику, написанное почти полвека назад (монумент-памятник на месте захоронения капсулы с обращением комсомольцев к молодежи 2017 г. на Молодежном бульваре Тольятти). Одним из аргументов противников проведения публичного мероприятия было суждение, что у молодежи 21 века текст советских «идеалистов» не вызовет ничего, кроме насмешек. Данный факт не является единственным свидетельством обесценивания советского наследия в городе, «дважды рожденном» в СССР.
Образ советского предка противоречив и неоднозначен. С одной стороны он «убивал брата» (революции, гражданская война, репрессии), с другой - имел неистребимую любовь к родине, победил фашизм, самоотверженно отрекался от себя, дома-родового гнезда, уклада и земли предка ради сверхчеловеческих целей светлого коммунистического будущего «счастья для всех» (для нас). Он был «распят» без веры предков (от которых отрекся впервые в истории - так, почти тотально) между новыми идеалами и жесточайшим прессингом советской идеологической машины, неизменно выключавшей из жизни - социальной и физической - всех инакомыслящих. Он осуществлял фантастические «проекты будущего»: первым полетел в космос, перекрывал каскадом ГЭС древние реки, переносил вековые населенные пункты, построил фантастические модернистские города с концентрацией комплекса искусств под открытым небом (градостроительного, архитектурного и пр.), формирующего «нового» человека, «новый» образ жизни и мысли, новую реальность «движения с потоком» и «героизма» до самоотречения. Он признал женщину равной, позволил ей трудиться наравне с мужчиной, тоже быть героем; он отказался от земли предков (но не от огорода и дачи); он придумал детские сады (но плачет от детского смеха); он вечно тоскует по материнскому теплу и дому отца и какому-то невыпрошенному - прощению.
Любовь Черняева,
куратор проекта, зав.сектором проектной деятельности ТКМ,
психолог, член Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти
(8482) 48-55-63.
![]() |
|
![]() |
|